• Личный
    кабинет
    В корзине 0 товаров
    Назад

    Интервью с художником: Елена Базанова

    Елена Базанова, художник акварелист, иллюстратор, рассказала о себе, ответила на наши вопросы о творчестве и дала советы начинающим художникам.

    Елена, расскажите немного о себе. В каком возрасте у Вас проявился художественный талант? Как это произошло?

    Увлеченность рисованием проявилась у меня в раннем возрасте, если судить по воспоминаниям мамы о том, как лет с трех я активно тратила бумагу на свои каракули. Когда мне исполнилось пять лет, она стала водить меня в изостудию, в восемь лет я поступила в ДХШ (Детскую художественную школу). Можно сказать, что с этого началось мое художественное образование.

    Яблоки на столеВы получили серьезное художественное образование, закончив Среднюю художественную школу им. Б.В. Иогансона и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина при Академии художеств. Как вы считаете, необходимо ли профессиональное художественное образование для того, чтобы добиться больших результатов?

    Вероятность того, что без специального образования можно добиться каких-либо значимых результатов, близка к нулю. Самородок, пусть даже самый уникальный алмаз, становится бриллиантом только после правильной огранки. В процессе самореализации талантливый человек проходит этапы самообучения и самосовершенствования. И чем большими профессиональными навыками и знаниями будет владеть художник, тем свободнее он будет в творчестве. Мы же не сомневаемся в том, что без занятий сольфеджио, постановки руки и многолетнего труда музыкант не сможет прочитать ноты и виртуозно исполнить музыкальное произведение. И понятно, что владеющий абсолютным слухом человек – это еще не композитор. Даже слышать музыку и видеть художественные произведения надо учиться, не говоря уже о том, чтобы уметь создавать и творить.

    Расскажите, пожалуйста, какими, по Вашему мнению, чертами характера должен обладать настоящий художник-акварелист?

    Вероятно под словом «настоящий» Вы подразумеваете «мастер-виртуоз»? Акварель действительно чрезвычайно чувствительна к энергетике и характеру художника. И поэтому она так же разнообразна, как почерки людей. Если мы говорим о мастере, блестяще владеющем материалом, чувствующем подвижную стихию воды и краски, умеющем добиться поставленной задачи в живописи, то можем представить себе человека уверенного в себе, энергичного, предприимчивого, смелого, готового на риск.

    Какие художники Вам нравятся, у которых Вы хотели бы что-либо перенять, к уровню мастерства которых стремитесь?

    Творчество многих зарубежных и российских художников разных эпох мне интересно, их техника и мастерство вызывали и вызывают мое любопытство, уважение, восхищение. В этом списке есть самые разные художники: Альбрехт Дюррер, Карл Брюллов, Эндрю Уайет, Александр Самохвалов и другие. Но кумиров у меня не было и нет. Убеждена, что рисовать и писать «как кто-то» не имеет никакого смысла. Это равнозначно отказу от собственного Я, от собственной памяти, чувств и мыслей.

    Можно исследовать технический прием какого-либо автора, попробовать что-то использовать из его опыта в своей работе. Но подражать и копировать возможно и даже полезно только на самом раннем этапе обучения ремеслу. Чем дальше от ученичества художник, тем самостоятельнее и выразительнее его авторская манера, тем совершеннее его мастерство. Думаю, каждому автору важно стремиться в полной мере раскрыть свои технические возможности, достичь максимального уровня мастерства.Кроличья нора

    Причем «уровень» в данном случае никак не равнозначен спортивному понятию («Быстрее, выше, сильнее!»). В искусстве важно «качество», которое отражает не просто уровень талантливости и академические навыки рисования, относительно сравниваемые на этапе учебы. В зрелом творчестве школьные критерии оценок умений и навыков остаются важными, уровень ремесла необходимо поддерживать постоянно, но главными становятся идея, содержание, уникальность творимого искусства. А в этой области критерии «уровня» уже не работают, творчество часто идет «не по правилам».

    Повторюсь: ценность художника в его уникальности. Для меня важно писать так, как я это не только умею, но и чувствую. Это не исключает того, что мне может нравиться, как кто-то делает это совсем по-другому.

    Где черпаете вдохновение? Что любите делать помимо рисования и как отдыхаете?

    Ощущение радости жизни – это главный источник вдохновения, то, без чего я не могу творить. Это ощущение дают мне моя семья и природа.

    Помимо рисования есть рисование. От него я не устаю. Отдыхать я могу от бытовой суеты, работы, связанной с организацией выставок, и тому подобного. Лучше всего мне отдыхается в псковской деревне, на даче. Лес, баня, река – самые лучшие лекарства и источники восстановления сил. Творчество же само по себе – это неотъемлемая составляющая моего существования. Даже когда нет карандаша или кисточки в руке, в голове идет работа. Причем чем меньше я загружена какими-то обязанностями, тем больше я занята мыслями, связанными с творческим процессом.

    Ветки рябины

    Что для Вас важно во время работы, а на что не обращаете внимания?

    Во время работы для меня важно сосредоточиться и погрузиться в творческий процесс. Поэтому важно, чтобы ничто не отвлекало меня. Но если такое случается, то приходится мысленно правильно настраивать себя, чтобы сосредоточиться только на работе.

    Какими материалами любите работать? Возможно, есть любимые марки производителей.

    Люблю работать качественными материалами от известных производителей с мануфактурными традициями.

    Предпочитаю бумагу ручного литья из 100% хлопка, освобожденную от кислоты, плотностью не ниже 300 г/м2. Фактуры использую разные, в зависимости от поставленной задачи. Нравится писать на бумаге «Saunders Waterford» CP (холодное прессование, средняя грубость фактуры), на листовом и рулонном торшоне (Torchon или Rough – грубая фактура литья) фирмы «Arches» и на Satine (HP – горячее прессование) этой же фирмы.

    В моей палитре в основном отечественные краски «Белые Ночи» фирмы «Невская палитра» (СПб.), английские «Winsor&Newton» серии «Artist's» и «Daler-Rowney» серии «Artist's».

    Кисти предпочитаю беличьи, разных размеров круглые и плоские. Отечественные кисти фирмы «Roubloff» вполне устраивают меня своими рабочими качествами.

     

    Бывают ли у Вас творческие кризисы? Как Вы с ними справляетесь?

    Глобального разочарования и потери смысла работы, к счастью, я не испытывала. Верю в свое призвание и чувствую ответственность за талант, данный мне. К результату своего труда отношусь критично, поэтому могу здраво оценить его. Правильная оценка успехов и недостатков в своей работе – двигатель на пути к совершенству. Не испытываю страха перед своими творениями и перед началом работы. После большого напряжения, после выполнения сложной задачи бывает ощущение опустошения на физическом уровне. Тогда требуется пауза в работе, отдых. В этот период надо зарядиться энергией, вспомнить о себе как человеке и сделать что-то приятное… Тяжелее, но и гораздо реже, происходят переходы на новый этап творчества. Обычно это связано с началом и завершением каких-то программных творческих циклов. Это сложный момент, но кризисом его не назову. Просто работаю, думаю, анализирую.

    Алиса в стране чудес

    Вы уже не первый год сотрудничаете с издательствами Санкт-Петербурга, иллюстрируете издания для детей такие как «Алиса в стране чудес» и и «Приключения Бибигона». Иллюстрация – это просто работа для Вас или нечто большее?

    С первых студенческих работ в книжной графике относилась к искусству книги со священным трепетом. Для меня книга – живой организм, в котором ценность имеет каждый элемент оформления. Поэтому выражение «иллюстрирование издания» мне кажется недостаточным для определения работы художника. Это отношение к создаваемой мной книге я сумела сохранить даже в непростые для книгоиздания годы, именно тогда удалось сделать «Приключения Бибигона» как цельное издание. 
    «Алиса» стала особым этапом в моей жизни и творчестве. С ней я прожила два года, и можно сказать, что после нее у меня появилось новое видение и новое качество моей работы в целом. Кстати, после «Алисы» мне много раз предлагали иллюстрировать детские книги, но пока я не согласилась ни на одно предложение. Отчасти это связано с тем, что сейчас я занята «акварельной программой», отчасти причина в том, что я пока не чувствую, какую книгу готова делать. Так что все серьезно, книга – это нечто большее для меня, чем просто работа.

    Расскажите о своей книге «Секреты живописи акварелью». Для кого предназначена эта книга, кому будет полезна? Планируете ли Вы выпуск новых книг?

    Моя книга будет посвящена технологическим вопросам акварельной живописи. Стараюсь писать текст так, чтобы он был интересен самой разной аудитории. Книга задумана как увлекательный рассказ-исследование о сложных особенностях акварели. Информации и иллюстраций в ней будет много, но на энциклопедию, учебник или другое ученое издание я не претендую.

    Редактура текста книги «Секреты живописи акварелью» пока не завершена, еще предстоит много издательской работы, так что планировать новые книги сейчас не могу. Хотя, как говорится, «аппетит приходит во время еды». Идеи появляются…

    Букет цветовВаши работы получили широкое признание не только в России, но и за рубежом, Вы являетесь обладателем большого количества престижных наград. Какую из своих работ Вы считаете удачнее остальных? Каково отношение к своим работам?

    Я уже говорила о критичном отношении к своим работам. Однако все-таки есть акварели, которые считаю удачными, потому что мне ничего не хочется в них менять. Выделить какую-то одну сложно. Сравнивать можно аналогичные по своим задачам или темам работы. Например, я много раз писала пионы. В этом ряду есть два разных по задачам и решениям букета, которые считаю наиболее удачными на сегодняшний день. Но в замыслах есть написать новые темы с пионами, которые, возможно, окажутся интереснее прежних.

    Какие Ваши дальнейшие творческие планы?

    Художники неохотно делятся своими творческими планами. Легче и увереннее можно говорить о том, что уже состоялось.

    В моих планах: много работать, продолжать начатое и всегда искать новое. А результаты моего труда зритель всегда сможет увидеть на выставках.

    Ждем ваших советов нашим читателям, в первую очередь тем, кто находится в самом начале своего творческого пути?

    Тем, кто стоит в самом начале своего пути, я могу посоветовать не лениться.

    Надо помнить, что только количество труда может перерасти в качество.

    Надо тренировать руку, глаз, и только регулярное и системное обучение рисунку поможет достичь результата. Уверенное рисование формы и пространства даст широкие возможности в живописи. Помните, что живопись – вторична, первичен – рисунок, он является основой основ в изобразительном искусстве.

    В работе акварелью на начальном этапе ставьте простые и понятные задачи, идите всегда от простого к сложному. Старайтесь средствами материала передавать форму, тональность и тепло-холодность в отношениях, работайте в целом над композицией. При этом не зацикливайтесь на «шедевральности» происходящего на листе. Не бойтесь испортить свою работу. Всегда надо исследовать процесс и вести работу к логическому завершению. И неважно на этом этапе, как получается живопись, «сухо» или «мокро», «аля-прима» или «многослойно». Главное – грамотно решать учебные задачи. Неудачный результат надо правильно оценивать и стараться в следующей работе не делать знакомых ошибок. Свои удачи в живописи также надо уметь видеть и стараться закреплять полученный результат в новых работах. Тогда постепенно придет чувство техники. На отдельных листах изучайте смешения красок и экспериментируйте с акварельными манерами, эффектами. Слушателям на мастер-классах всегда рекомендую не бояться «замучить» свою работу. Испортив один лист в живописи, но разобравшись с непонятной формой и цветом, пробуйте повторно решить задачу на новом листе, стремясь улучшить качество исполнения.

    Постепенно вы научитесь мыслить формой, пространством, цветом, мазками, затеками, лессировками и так далее. И научитесь представлять мысленно весь ход выполнения вашей работы до ее начала.

    Никогда не начинайте работу со слов «я не знаю» и «я боюсь». Забудьте о себе и своем страхе, когда пишете, думайте только о том, что делаете, о том, что видите, просто работайте над поставленной задачей. «Дорогу осилит идущий».

    Букет цветов Натюрморт


    Картины Елены Базановой:

    1. Яблоки. Яблочная радость. 78х60 см, бумага акварель, 2013
    2. Ком Времени. 70х95,5 см, бумага, акварель, 2009
    3. Калина. 56x69 см, бумага, аварель, 2013
    4. Безумное чаепитие. 65х94 см, бумага, акварель, 2014
    5. Пионы. 71х95 см, бумага, акварель, 2008
    6. Пионы. 56х74 см, бумага, акварель, 2011
    7. Натюрморт с тыквами и айвой. 52х74 см, бумага, акварель, 2009

    Группа Елены Базановой Вконтакте: http://vk.com/bazanovaelena