• Личный
    кабинет
    В корзине 0 товаров
    Назад

    Основы работы с пастелью

    Многие начинающие художники интересуются пастелью, но не знают с какой стороны к ней подойти. В этой статье наш друг художница-пастелист Линда Крицкая делится советами по основам работы с пастелью.

    «Всё, что здесь написано, основано исключительно на моём опыте, и вы можете использовать это в качестве рекомендаций, что значительно облегчит вам процесс знакомства с этим материалом и позволит избежать ошибок в работе.

    Используйте только качественную пастель. Даже если вы просто решили попробовать, не стоит экономить на материалах, так как вы можете разочароваться в этой технике. Именно так произошло и со мной, попробовав первый раз некачественную пастель на некачественной бумаге я не оценила всех преимуществ этого материала и вернулась к нему только спустя полгода, и теперь уже не могу остановиться. Сейчас продаются различные небольшие наборы качественной пастели, к примеру, Sennelier, я рекомендую покупать именно небольшие тематические наборы, в них как правило, подобраны оттенки не ярких цветов сближенной гаммы, что для новичков очень важно. Советую обратить внимание на наборы пейзаж, морской пейзаж, а также портрет. Из бумаги не обязательно покупать склейки можно купить листы пастельной бумаги поштучно, оптимальным вариантом будет Canson Mi-Teintes.

    Для начала лучше использовать различные варианты серой бумаги. Так как в пастели бумага часто выступает средним тоном, начав на белой или темной вы можете не получить ожидаемый результат. Из этих же соображений не стоит брать и яркую цветную бумагу. Как вариант для начала можно попробовать мелкозернистую наждачную бумагу, она довольно недорогая, зато обладает всеми преимуществами абразива. Правда будьте готовы к тому, что даже светлые тона смотрятся на ней довольно ярко.

    Обязательно сделайте выкраску сразу после покупки пастели, попробуйте смешать цвета между собой, чтобы понять какие оттенки у вас есть в наличии. Для выкрасок лучше сразу завести отдельную папочку, а сфотографированный вариант всегда удобен в магазине при выборе новых мелков.

    Поддерживайте мелки в чистоте и порядке. После окончания работы очищайте их с помощью коробочки с манкой. Я не использую мелок целиком, отламываю половину и раскладываю по цветам в коробочки. Цвета располагаю по тону от светлого к темному. Это позволит сэкономить время перед началом новой картины.

    Для предварительного рисунка ни в коем случае не используйте графитовый карандаш, потому что пастель не перекрывает графит и он будет виден на конечном рисунке, используйте либо пастельный карандаш серого тона, обычный уголь или просто кончик мелка.

    Пробуйте разные приемы, начните с растушёвок, чтобы ощутить всю прелесть пастельной техники, прочувствовав ее на кончиках пальцев, технику штриха или наложения, не бойтесь экспериментировать. Так как в пастели достаточно сложно найти очень тёмные цвета, перед началом работы вы можете сначала проложить чёрным цветом тёмные места, а сверху уже накладывать цвет. Это позволит достичь в работе правильной тональности.

    Не бойтесь исправлений. Пастельная техника идеальна для начинающих художников, так как позволяет исправить рисунок на любой стадии. Для смахивания большого слоя пастели используют щетинные кисти, а если необходимо просто подправить контур или удалить небольшую деталь, то используют ластик-клячку. Это, кстати, ещё один незаменимый инструмент при работе с пастелью. А если у вас хорошая качественная бумага, то можно и вообще нарисовать новый рисунок поверх неудавшегося.

    Самый лучший фиксатив для пастельных работ — это паспарту, рама и стекло. Наиболее бюджетный вариант это рамки из магазина IKEA, поэтому у меня дома всегда имеется небольшой их запас. И перед началом работы я сразу определяюсь с её размером, подходящим для конкретной рамки, это позволяет впоследствии не обрезать значительную часть рисунка. Но если такой возможности нет, то обычная калька позволит сохранить ваш рисунок. Достаточно обернуть работу, закрепить скотчем на обратной стороне, после этого убрать в папку. Ни в коем случае не пользуйтесь для закрепления работ лаком для волос, так как лак может затемнить вашу работу, а иногда и оставить неприятные следы, которые ничем невозможно будет убрать. Если же всё-таки вы хотите закрепить пастельный рисунок, то используйте только качественные фиксативы, мой любимый Latour Sennelier продается в магазине Арт Квартал. Кстати, фиксатив можно использовать и на промежуточных этапах работы, когда необходимо закрепить подмалёвок, чтобы он не смешивался с последующими цветами.

    Ну и в заключении хотелось бы пожелать неиссякаемого творческого вдохновения, потому что попробовав один раз пастель, не влюбиться в неё невозможно. Вдохновляйтесь творчеством знаменитых художников: Дега, Шишкин, Розальба Каррьера, изучайте их технику, копируйте их работы, читайте книги. Но и не забывайте про современных пастелистов, тем более что сейчас, благодаря интернету есть возможность познакомиться с их творчеством и техникой поближе».